Из коллекций Яд Вашем и Ильи Эренбурга. Статья была опубликована в одной из газет под заголовком «Тираспольская трагедия»
Автор: старший лейтенант Евсеев К.
Счастливой и радостной была жизнь до войны в цветущем молдавском городе Тирасполе.
– Вдоволь у нас было всего, — рассказывают рабочие, -честно мы трудились, культурно отдыхали. Пришли немцы, их прихвостни румыны, и угасло наше счастье. Данной чередой потянулись черные дни рабства, горькой каторжной жизни.
Больше двух с половиной лет «хозяйничали» румыно-немецкие варвары в Тирасполе. Они превратили советский город в груду развалин, в пепелище. На каждой улице оставлен след их чудовищных злодеяний. Вот театр имени великого украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко. Бандиты сожгли его. Взорваны все школы, больницы, сельскохозяйственный институт, водолечебница. Руины, голые стены стоят на месте консервных заводов имени Ткаченко, Первого мая, макаронной, ковровой, чулочной и мебельной фабрик, элеватора, водопроводной и электрической станций. Уничтожены сотни других общественных зданий, жилых домов рабочих и служащих.
Стынет в жилах кровь, когда узнаешь о зверствах немцев над мирным населением и военнопленными. Этого нельзя забыть, нельзя простить!
В районе старой Тираспольской крепости немцы расправились с советскими людьми. Сюда приводили тысячи мужчин и женщин, обреченных на смерть. Голодные, разутые и раздетые шли матери с детьми, несли на окоченевших руках грудных младенцев.
– Мы слышали душераздирающие стоны и крики, мольбы о пощаде и выстрелы,- рассказывает Прасковья Прохоровна Матиенко. Стреляли из автоматов, стреляли из пулеметов, стреляли всю ночь…
Мы стоим у раскрытой могилы. В 1942 году гитлеровские мерзавцы сгоняли сюда сотнями, в чем не повинных людей и расстреливали их. Они не предъявляли своим жертвам обвинений. Они знали, что это русские, советские люди и их надо уничтожить. И они уничтожали. Комиссия обнаружила в разрытой до половины могиле 38 трупов. И перед ней предстала картина, запечатлевшая последние минуты жизни невиновных советских людей, картина чудовищных злодеяний фашистских бандитов. Вот труп женщины. Руки ее связаны, в затыльной части черепа видны 5 пулевых отверстий. Фашистский зверь убил ее сзади. Так они поступали с каждой жертвой, связывали руки и очередью из автомата стреляли в затылок. У каждого трупа комиссия обнаружила по три- пять пулевых ран в голове. Во второй яме, которую только начали раскрывать, попадаются детские кости, распашоночки. По определению комиссии, в каждой яме более 100 трупов, а таких ям на территории крепости пока обнаружено восемь.
– Сколько их есть еще в Тирасполе! — с горечью говорит Степан Трофимович Матрюк. Они из территории школьного пригородного хозяйства, и в плавнях, и на Бородинской площади в тюрьме. Только в последние дни перед отступлением немцы и румыны расстреляли в этой тюрьме 1.500 человек.
– 1 мая 1943 года в тюрьме на Покровской улице,- рассказывает Мария Никитична Любимская, — были расстреляны 200 человек, 2 мая — 300 и 5 мая – 200 человек. Я видела как на берегу Днестра три румынских солдата подняли на штыки пленного красноармейца, а двух застрелили и бросили в реку.
– Румыны расстреляли моего соседа, заведующего пекарней, Волкова Сергея Михайловича за то, что он, якобы, партизан,- говорит жена лейтенанта Лидия Михайловна Шведова. Вместе с Волковым было расстреляно еще 47 граждан города. Они расстреляли семью Паламарчук. Нарезали кинжалом на моих глазах пленного красноармейца, убили прикладами под моим окном партизана…
– Сердце кровью обливается, — рассказывает далее Лидия Михайловна, — когда вспоминаешь, как издевались эти изверги над нашими пленными бойцами. Зловещей славой пользуется лагерь военнопленных, расположенных на территории завода имени Ткаченко. Пленные здесь содержались под землей и гибли от голода, болезней, пыток и издевательств, которым их подвергали фашистские палачи.
Однажды гнали по нашей улице группу пленных. Истощенные, худые, голодные, они шли, еле волоча ноги. Один красноармеец вышел из толпы и попросил хлеба. Я дала ему кусок. Немец увидел, подошел к бойцу и ударил по голове прикладом, отнял хлеб и бросил в грязь. Обливаясь кровью, с разбитой головой, опираясь на плечи товарищей, красноармеец побрел дальше.
На водопроводной улице в небольшом садике огромная могила. Сюда привозили на машинах и подводах трупы пленных красноармейцев, складывали штабелями и чуть присыпали снегом и землей.
Вот они, следы фашистских зверств в Тирасполе. Но не все следы обнаружены, не все ямы раскопаны, не все еще живые свидетели рассказали о гнусных злодеяниях румыно-немецких палачей.
Советский народ не забудет, не простит этого фашистским людоедам! Кровь наших детей, матерей и отцов, братьев и сестер взывает к мести. Гитлеровская разбойничья шайка ответит за все.
Старший лейтенант К. ЕВСЕЕВ