Еврейская община Тирасполя
Основная масса еврейского населения поселилась в Бессарабии и территории нынешнего Приднестровья после раздела Польши 1772-1775 годах и русско-турецкой войны 1787-1791 годов. В Новороссии евреи поселились в XVIII веке по рескрипту Екатерины II от 27 января 1792 года. Переселенцы-евреи были выходцами из Волынской и Подольской губерний.
В Тирасполе евреи появились сразу после основания города в 1792 году, в 1795 году их численность была 464 человека. В 1863 году в Тирасполе было три каменных синагоги и частная еврейская школа.
«Торговля во всех ее видах составляет специальное занятие еврейского населения уезда; каждый еврей на всякое другое занятие смотрит как на временное и занимается им только до первой возможности приняться за торговлю (…) ремесленник еврей никогда не упускает случая пустить в оборот имеющиеся у него деньги»
«Продажа фруктов шла на иных условиях. Евреи, жившие в селениях государственных крестьян, где было развито садоводство и огородничество, закупали несколько урожаев. Например, три урожая в продолжение 10 лет, и платили аванс в размере 30-50 рублей за сад площадью около одной десятины, или, скажем, 8 урожаев за 15 лет. За сад не менее одной десятины, состоящий из яблонь, груш, орехов, слив платили 100 рублей, с правом ежегодного сбора в продолжение 12 лет. За виноградник на 1000 кустов, дающих 500-550 ведер вина, платили аванс в размере 140 рублей за урожай 10 лет. Приезжие евреи и великороссы Плоского закупали урожай обычно на один год и платили больше. Как, впрочем, и промышляющие этим торговцы из Тирасполя и Одессы. Из Тирасполя фрукты в свежем и сушеном виде шли далеко за пределы губернии: в Киев, Харьков, Брест, Белосток и другие города России».
По переписи 1897 г.
в Тираспольском уезде насчитывалось 240 тысяч жителей; из них 23811 евреев; в том числе в Тирасполе около 32 тыс. жителей, среди них 8668 евреев (27%).
В начале XX века
евреи составляли уже треть населения Тирасполя. В городе была открыта еврейская больница. Она располагалась в конце улицы Базарной (сейчас Свердлова) и Покровской (сейчас 25 Октября), за Курганным переулком (в районе Университета).
На карте 1906 года
в Тирасполе обозначена улица Еврейская. Действовали еврейская школа, клуб, 18 синагог, раввином был И. Зейлигер.
В 1916 году
по улице Привозной, №32 располагалось «Еврейское общественное училище «Талмуд-Тора». В том же году бухгалтер Тираспольского ссудо-сберегательного товарищества Б.И. Лев оставил свою службу и открыл еврейское начальное учебное заведение. В том же году Ревека Марковна Зельтерман открыла в Тирасполе высшее начальное училище. Ей же принадлежало женское еврейское училище.
В 1926 году
население составляло 29,7 тыс. жителей, в том числе русские — 54,8%, евреи — 29,4%, а молдаване — 1,4%.
В 1797-1816 годах на территории Тираспольского уезда появилось 105 поселений, в том числе и 7 еврейских колоний.
В Тирасполе:
- В 1795 году проживало 15,8% евреев.
- В 1799 году проживало 465 евреев
- В 1847 году около 1406 евреев;
- В 1870 году (согласно переписи): 3616 евреев из 17 тыс. тираспольчан.
- В 1897 году (согласно переписи): 8668 евреев из 32 тыс. тираспольчан.
…«Евреи свято соблюдали свои религиозные обряды и обычаи. По субботам пожилые евреи прогуливались группами на главной улице, Покровской, одетые в длиннополые сюртуки. Они вежливо раскланивались с женой аптекаря Лимонника, важно сидевшей в нарядном платье на крылечке своего дома в кресле».
Еврейское население было задействовано в большинстве сфер деятельности: деловые люди, ремесленники, торговцы, рабочие, люди свободных профессий – они внесли свою лепту в экономическом и культурном развитии края. Синагоги и молитвенные дома, благотворительные общества, больницы и гимназии, меламеды и аптекари, редакторы и фотографы, музыканты и художники – из этого состояла еврейская жизнь в Тирасполе и Бендерах.
Обособленное, закрытое для иноверцев, положение еврейского населения способствовало сохранению традиций и культуры. Компактное проживание практически исключало вероятность ассимиляции и делало чрезвычайно редким смешанные браки. Дети из еврейских семей учились в общедоступной начальной школе и одновременно в хедере, где изучали иврит и основы иудаизма. Общинные проекты содержались на средства еврейского населения.
Синагоги строились на средства верующих, в них предусматривались отделения для мужчин и женщин. Каждый прихожанин по принятому порядку для совершения молитвы выкупал место ближе к «Арон Кодеш», где хранилась Тора, и тем дороже стоило место.
К отличительным чертам еврейского населения следует отнести то, что они разговаривали на многих языках, усваивая язык окружения. Это помогало успеху торговли и ремёсел.
Перед началом Великой Отечественной войны большая часть евреев Тирасполя, вместе с остальным населением, была эвакуирована вглубь Советского Союза. По некоторым данным за время немецко-румынской оккупации с 1941 по 1944 годы в Тирасполе погибло от 1,5 до 3 тысяч евреев. По другой информации число погибших может насчитывать 12 тысяч человек.
Холокост в Транснистрии
Более десятка концлагерей и гетто было создано на приднестровской земле. Одной из первых задач оккупационной власти было «окончательное решение» еврейского вопроса.
Евреи в Приднестровье
Евреи издавна проживали на территории Приднестровья, главным образом в древних городах. Заводчики, торговцы, финансисты, музыканты, писатели — вклад евреев в экономику и культуру края сложно переоценить.
Община сегодня
Еврейская община сегодня насчитываает около 500 человек постоянно проживающих в Тирасполе и тысячи наших земляков, кто эмигрировал в Израиль, Канаду, Америку, Германию и другие страны. Здесь родственники многих из них: как живые так и покоящиеся.
У нас, в еврейской общине Тирасполя, функционирует синагога «Керен Ор» (Луч света), проводятся традиционные еврейские праздники, уделяется большое внимание сохранению памяти о жертвах Холокоста. По мере наших возможностей мы следим за еврейскими кладбищами и другими местами захоронений.
Несмотря на то, что с начала 90-ых годов и до 2000 большая часть евреев Тирасполя эмигрировала всегда находятся люди, которые открывают еврейские корни своих семей, у которых возникает желание узнать о еврейской истории и традиции. Еврейская жизнь в Тирасполе и после сотен лет сложной, трагичной и неоднозначной истории продолжает существовать и развиваться.
Наша деятельность тому живой и яркий пример.